Уже несколько лет я занимаюсь управлением различных коллективов, компаний, отделов. И вот, что я понял за это время…
1. Компании из 3-5 человек могут обо всём договориться на словах и всё у них будет хорошо. В средних и больших командах нужна система, регламенты, стандарты. Да, это скучно, не просто, но необходимо. Без этого не возможно масштабировать компанию и одновременно поддерживать её качество.
2. Системы штрафов, как основная система мотивации не работает. Работают моральные поощрения и целевое премирование. Штрафы, тем не менее, также должны присутствовать в тех случаях, когда компания несёт издержки из-за нерадивых сотрудников, но они не должны быть определяющими.
3. Наиболее перспективные сотрудники дают высокую эффективность, но при этом очень требовательны к условиям работы. Чем больше всяких приятных бонусов и особенностей в компании, тем больше шансов, что туда придут действительно талантливые люди.
4. Лучше нанять и платить 150 рублей одному высокоэффективному сотруднику, чем по 100 рублей 2-м неэффективным. Хорошие сотрудники примером своей эффективной работы повышают «общий градус» в компании и на них начинают ровняться другие. Таким образом происходит пассивное развитие навыков всех сотрудников.
5. Надо обязательно искать и развивать потенциал своих сотрудников, давать им возможность раскрыться, заниматься чем-то помимо рутинных повседневных задач. Таким образом вы повышаете их заинтересованность в работе, уровень их навыков и вместе с этим растёт и общая продуктивность компании. Это не быстро происходит, но это очень важно.
6. Все сотрудники когда-то придут увольняться. Всегда надо иметь план Б для каждого сотрудника. Всегда должен быть кто-то, кто сможет подменить или заменить, чтобы процессы компании не останавливались из-за форс-мажоров.
7. Основная задача руководителя — настроить работу коллектива так, чтобы этот коллектив мог стабильно работать и без него. На практике это, конечно, не всегда будет получаться, но к этому надо стремиться. Смысл в максимальном распределении обязанностей и ответственности по своим сотрудникам, чтобы процессы не замыкались на одном человеке.
8. Невозможно повышать эффективность работы там, где нет сплочённости и внутренней мотивации. Люди должны любить своё дело. Задача руководителя — искать таких людей и потом давать им возможность реализовывать их идеи.
9. Очень мало талантливых руководителей. На самом деле большинство начальников нигде никогда не учились на эти должности, а дошли до них по карьерной лестнице. Свои навыки по управлению компаниями или коллективами они приобретают «в бою». Естественно они по-началу совершают все возможные ошибки и многие из-за этого страдают. Лишь немногие из них в результате этого опыта станут мудрее, но большинство так и будут придерживаться стандартного принципа «Я начальник, ты — дурак».
10. Успешная компания — это всегда успешные сотрудники. Кадры и грамотное управление решают всё.