Оформление проектов не по ГОСТу

Все проектировщики, сознательно разрабатывающие свои проекты, знают и руководствуются действующими обязательными СНиПами и ГОСТами. Один из таких стандартов регламентирует оформление чертежей и пояснительных записок — это ГОСТ 21.101-2020 «Основные требования к проектной и рабочей документации«. Я хочу в этой статье поговорить об этом ГОСТе и разобрать некоторые его особенности в разрезе своего опыта.

Сам по себе этот ГОСТ не является чем-то новым для строительной проектной отрасли. Этот гост был переписан с ГОСТа 21.101-97 (1997 года), а до этого были ГОСТы 93-го года и 79-ом. То есть первое его упоминание относится к 1979 году, а дальше его дополняли и переписывали.

При этом, если сравнить самую новую версию документа, выпущенную в 2020 году и самую старую из 1979 года, то можно найти довольно много схожего. Тут надо отметить, что в 79-80-ых годах ГОСТы по оформлению разбивались на отельные документы начиная с 21.101, 102, 103 и так далее. Они были не большими по содержанию и описывали правила отдельных разделов проекта. Например ГОСТ 21.102-79 описывал только общие данные, а 103-ий ГОСТ — только основные надписи. В 1993 году многие отдельные ГОСТы этой серии постарались объединить в один документ. Ну а дальше, в 97-ом и 2020 году уже просто изменяли редакцию 93-го года.

Тем не менее, очень многие правила оформления проектов напрямую переносились в новые редакции из старых советских стандартов. Это делалось несмотря на появление компьютеров, печатной техники, автокадов и просто изменения общих тенденций в мире и в стройке в частности.

В ходе своей практики в последних из своих самостоятельных проектов я стал пересматривать нормы этих стандартов и менять некоторые из требований под себя. Я сейчас не касаюсь тематики законности таких изменений, потому что это отдельная тема. Там, где у меня была возможность применять свои стили оформления, я это делал. Ну а где нужна была экспертиза или что-то подобное, то я оформлял чертежи по ГОСТу.

В первую очередь, когда я открываю любой стандарт, я обращаю внимание на то, кто его разработал и на что он распространяется. В 1979 году ГОСТ разработал государственный комитет по делам строительства, а в 2020 организация — АО «ЦНС». Это не хорошо и не плохо, но складывается впечатление, что статус документа сильно падает в случае отсутствия среди разработчиков документа государственных комитетов или крупных институтов. При этом в старых ГОСТах были указаны все авторы и разработчики документа, а в новых стандартах этого уже нет.

Общие данные

Согласно п. 4.3.1 ГОСТ 21.101-2020 общие данные должны содержать:

  • ведомость рабочих чертежей основного комплекта;
  • ведомость ссылочных и прилагаемых документов;
  • ведомость основных комплектов рабочих чертежей;
  • ведомость спецификаций;
  • условные обозначения;
  • общие указания;
  • другие данные.

Среди этого списка у меня есть вопросы только к ведомостям основных комплектов рабочих чертежей и к ведомостям спецификаций. Ценность этой информации почти нулевая и как правило, все проектировщики дружно забивают на эти ведомости.

Ведомость комплектов в случае разработки одно-двух альбомов теряет свою информативность. По сути эта ведомость нужна только для рабочей документации, в которой куча томов и альбомов.

Также ведомость ссылочных документов почти не встречается в природе. По задумке в неё нужно вписывать проекты, чертежи, спецификации, ведомости, которые не разрабатывались в данном альбоме, а вошли в него в качестве приложений. Но это сейчас очень редко используется.

Также сюда нужна вписывать все используемые ГОСТы, СНиПы и прочие стандарты, но этот список стали писать в тексте общих данных.

В большинстве случаев в рабочей документации будет только ведомость листов и общие указания. Всё остальное очень редко приводится в общих данных. Я в общих данных своих проектов в основном приводил только ведомость листов и текстовую информацию об исходных данных, характеристиках проекта и некоторых технических указаниях.

Так я старался облегчить и без того скучное содержание первых листов проекта и уменьшить итоговый размер альбома.

Шрифты

На шрифты существует специальный ГОСТ 2.304-81, который приводит графический вид всех шрифтов. Именно так должны выглядеть все шрифты в чертежах.

У меня нет больших претензий к этому шрифту, но в какой-то момент захотелось какого-то разнообразия. Так как в ГОСТе есть разрешение на использование других машинных шрифтов, то ничего криминального в в этом нет (п. 5.1.5 ГОСТ 21.101). Например, я стал выделять заголовки шрифтом Adderley Bold с двойной высотой шрифта. Этот шрифт позволяет визуально, помимо высоты шрифта, отделить текст заголовка от основного текста. Так можно сразу найти все заголовки на листе.

В качестве основного шрифта я стал использовать семейство шрифтов Rubik. Он немного похож на стандартный чертёжный шрифт, но при этом немного лаконичнее и чище выглядит.

С высотой шрифта я особо не мудрил и остался на привычных 2,5 мм для основного и 5 мм для заголовков. И ещё, конечно же, я убрал наклон у шрифта.

Основные надписи

Если что, то по ГОСТу основная надпись проекта должна выглядеть следующим образом:

Так вот, в ней всё прекрасно! Если вы работаете над проектом с кучей сотрудников, ГИПов, на форматах не меньше А2, с постоянными корректировками, экспертизами и сам этот проект явно не маленький, то ничего менять не надо. Эта надпись прекрасно решает все вопросы идентификации проекта, его авторов и изменений.

Вопросы к этой надписи возникают у тех, кто делает небольшие единичные проекты на форматах А3 и без чьей-то дополнительной помощи. Ну и без экспертиз конечно. В большинстве таких случаев остаются невостребованными большинство полей основной надписи: изменения, фамилии, стадия, количество листов, название комплекса и объекта, шифр. При этом ГОСТовская надпись «съедает» много полезного места на листе чертежа.

Я в результате пришёл к следующей форме основной надписи:

Я оставил только логотип, название листа, название раздела и номер листа. Всё.

Шифр, название объекта, фамилию разработчика я просто указал на титульном листе. Зачем дублировать это на каждом листе? В результате у меня сэкономилось куча места на листе, которое я использовал для масштабирования планов, например.

Размеры, отметки и выноски

Размеры

У меня давно чесались руки исправить несправедливое, на мой взгляд, требование в размерах использовать засечки, а не стрелочки. Это я и сделал в первую очередь.

До сих пор не понимаю чем было вызвано это требование ГОСТа. Засечки, возможно, удобнее было ставить карандашом, чем стрелки, но в эпоху компьютеров это всё стало неактуально. Стрелки в размерах гораздо лучше смотрятся и как минимум не теряются в местах окончания размеров на заштрихованных стенах.

Высотные отметки

Следом под раздачу попали высотные отметки.

Гостовские отметки, на взгляд, из-за своей формы занимают очень много места и при плотной расстановки они часто залезают друг на друга.

Я их сделал более компактными и универсальными. Полку я убрал и текст перенёс на одну строчку с выносной линией, поэтому в целом выноска стала занимать меньше высоты.

Выноски

Я стал применять выносные надписи с дугообразной выноской и без полки. Применял я их при оформлении узлов и общих видов конструкций. Мне они просто больше нравились с точки зрения эстетики, чем прямые линии выносок и полки.

Разрезы и фасады

Метки разрезов я сильно не менял. Единственное, что я сделал — добавил мелкопунктирную линию между метками на планах. В ГОСТе такого нет, но, по-моему, так гораздо лучше заметны границы и траектории разрезов на плане.

А вот в обозначении фасадов я добавил от себя новенького. В российских нормах у фасадов вообще нет меток. Принято их обозначать просто по осям («Фасад в осях 1-10», например). Это не очень удобно, потому что заказчики не всегда знают правила обозначения осей. Я же стал давать названия фасадам по сторонам света: южный, восточный и так далее. И на планах я добавлял свои метки фасадов.

Теперь, глядя на чертеж фасада, легко представить с какой именно стороны он расположен и в какой части он на плане этажа. Все же знают расположение сторон света.

Спецификации

В этой части изменений довольно много. Во-первых, я стал чётко отделять ведомости от спецификаций. И в альбом чертежей я включал только ведомости, а спецификации выдавал отдельным альбомом. Сейчас постараюсь объяснить.

Ведомости — это список элементов или типов элементов без указания количества, массы и т. п. А спецификация — это суммарный список элементов с указанием всех необходимых характеристик и других атрибутов.

Логика здесь простая. Проект, после выпуска, проживает как минимум 2 стадии: закупку материалов и ведение строительства. Так вот в разных стадиях требуется разная информация и в разном виде. Для закупки материалов нужна спецификация с указанием суммарного количества всего включенного в проект материала, но при этом чертежи на этом этапе не нужны. Поэтому я и публиковал её в отдельном альбоме на формате А4, чтобы её было удобно носить по рынкам и магазинам.

Так она примерно выглядела. Альбом спецификаций я делил по укрупнённым стадиям и всегда указывал количество с запасом. В отличии от многих моих коллег, я не ленился подсчитывать все материалы, вплоть до саморезов и болтов. Также я старался никогда не закладывать конкретных производителей, а указывать требуемые характеристики материалов, чтобы у заказчиков сохранялась возможность выбора.

После того, как весь закупленный материал приезжает на стройку, строителям уже не так важно сколько этого материала. Гораздо важнее куда этот материал закладывается. И на этот вопрос отвечают ведомости.

Ведомости находятся, как правило, на одном листе с планом и в них дана информация о составе материалов, о характеристиках элементов, о размерах и так далее. Я намеренно не указывал в них информацию о количестве и массе, чтобы не дублировать её со спецификациями.

Такие ведомости я приводил на все используемые элементы и материалы. В результате, я не загромождал чертежи лишней информацией и у меня было больше пространства на листах для самих схем и планов. Таким образом, у меня получалось оставаться в форматах А3 и масштабировать планы по-максимуму, не упираясь в широкие спецификации и высокие штампы.

Итог

Я всегда старался держать в голове мысль, что мои проекты должны быть простой инструкцией по сборке дома. Мне всегда хотелось сделать проект проще и понятнее для любого даже неподготовленного человека. И все эти изменения в оформлении также были результатом моего старания быть ближе к простым заказчикам и моего желания делать современный достойный продукт.

Я понимал при этом, что никакая экспертиза не примет мои чертежи и заставит меня всё приводить в соответствии с ГОСТом, которому скоро исполнится 50 лет. Я уже говорил, что не совался с этими проектами в государственные учреждения, а выдавал их только частным заказчикам и по небольшим проектам. Желание что-то изменить в этих закаменевших советских стандартах и сподвигло меня на выработку своего собственного стандарта, которым я всё ещё пользуюсь в своей работе.